Мост соединяет берега главного русла Невы в самой глубокой его части. От Невского проспекта и перпендикулярно ему начинается Литейный проспект, который единой прямой линией выходит на Литейный мост. Дальше дорога переходит в улицу Академика Лебедева, которая вскоре заканчивается в заводских кварталах Выборгской стороны. Чуть раньше, направо от улицы можно попасть на Финляндский вокзал. Длина моста 396 метров, ширина — 34 метра. Масса металлических пролетных строений 5902 тонн В районе моста Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра.
Адрес:Санкт-Петербург, Литейный мост
Литейный мост через Неву расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В 1871 г. был объявлен конкурс, на который было представлено 17 проектов.
В 1874 г. победителем стал инженер-полковник А. Е. Струве и инженер-капитан А. А. Вейс. Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Работами по строительству руководил А. Е. Струве, ему помогали инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт.
Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г. Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось.
Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре. Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства — ворота, приводимого в действие руками восьми рабочих. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода.
Это был единственный мост с такой системой разводного пролета.
Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении — тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками (по проекту архитектора К. К. Рахау). Элементы перил представляли высокохудожественное литье. В центре секции перил был изображен картуш — щит с гербом города — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину.
Литейный — первый в Петербурге мост, который освещался электрическими фонарями инженера П. Н. Яблочкова.
Для улучшения условий плавания судов в 1966—1967 гг. мост был реконструирован по проекту инженеров Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Ши-пова, К. П. Клочкова и архитектора Ю. И. Синицы. Строительством руководил инженера Ю. Р. Кожуховский. Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря чему стало возможным трехрядное движение транспорта. Были заменены его металлические конструкции. Поворотный разводной пролет стал раскрывающимся и его перенесли к более глубокой части русла. Разводное крыло достигло 55 м. Разводное пролетное строение массой 3225 тонн стало подниматься гидроприводом всего за две минуты. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов. Реконструкция изменила внешний облик моста — исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава. Одновременно были установлены новые фонари, в оформлении которых использовались художественные особенности ограды моста. Под мостом вдоль набережной проложены пешеходные дорожки с гранитными спусками к воде.