Рядом с Царскосельским Домом молодежи, на пересечении улиц Магазейной и Леонтьевской трудно не заметить строение с навесным эркером - Музей «Царскосельская коллекция», привлекающее к себе внимание своеобразной архитектурой в стиле модерн с готическими элементами декора. Дом был построен в 1909 году для вдовы статского советника Марии Стеткевич по проекту архитектора Г. Г. Голли.
Адрес:
г. Пушкин, ул. Магазейная, д. 40, Санкт-Петербург
До революции советница занимала первый этаж, второй она сдавала внаём семье священника. После 1917 года дом решили «уплотнить» — его помещения были распределены под коммунальные комнаты. Прежним жильцам пришлось потесниться. В таком статусе, постепенно ветшая, дом и просуществовал до 1987 года, пока его судьбой всерьез не заинтересовались художники. К этому времени здание было окончательно переведено в нежилой фонд и расселено. Что же касается его состояния, то иначе, чем плачевным, назвать его было нельзя. Властями всерьёз ставился вопрос о сносе. Однако инициативной группе художников удалось отстоять будущий музей.
Государственный музей «Царскосельская коллекция»
В феврале 1990 года здесь открылась общественная организация «Галерея», уже через год появилась первая постоянная экспозиция, а в 1992 году музей обрел свое нынешнее название: «Царскосельская коллекция». Статус государственного музея был присвоен в 1996 году. А в 2009 году здание было полностью отреставрировано в соответствии с его первоначальным видом. Основателем музея и его бессменным руководителем и по сей день является Александр Некрасов.
Сегодня музей представляет собой собрание экспонатов живописи, графики, скульптуры, а, с недавнего времени, еще и фотографии авторов ХХ века, точнее, периода с 1917 года до начала нынешнего столетия. Всего в его фондах более 4000 произведений искусства, красноречиво являющих жизнь и духовные веяния официальной (Союз художников), но еще более — неофициальной творческой среды — так называемого андеграунда.
В настоящий момент музей располагает пятью выставочными залами, в которых постоянные экспозиции разбиты по периодам: произведения 30—70-х годов, произведения 70—2000-х годов. В них представлены работы художников «Арефьевского круга» (А. Арефьев, Р. Васми, В. Громов, В. Шагин, Ш. Шварц), учеников М. Матюшина, В. Фаворского, В. Стерлигова, Г. Длугач, мастеров круга П. Кондратьева, общества «Круга художников» и других.
Неповторимую атмосферу музея рождают личные вещи, когда-то принадлежавшие мастерам. Интерьеры музея украшают стулья супругов Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой, ими же расписанный буфет, есть палитра, которой пользовался Устюгов, мольберт из мастерской Кострова.
Эта по нынешним меркам небольшая, но уютная «лаборатория» современного искусства сегодня живет богатой и полноценной внутренней жизнью. Здесь регулярно проводятся временные тематические выставки, музей участвует в выездных и обменных проектах, поддерживает творческие контакты с зарубежными организациями. Имеет собственную учебную мастерскую для взрослых и детей, и зал, где экспонируются лучшие работы учеников. Есть в музее и «отдел особого искусства», где возможность творческой реализации получили дети и люди с ограниченными возможностями. Данный проект является новаторским для Петербурга и пока имеет аналоги только за рубежом.
Основная концепция творцов, объединившихся под сводами «Царскосельской коллекции» — пластический реализм. Художники, развивающие это направление, исследуют форму, созданную самой природой, постигают суть самых обыденных вещей, гармонию повседневности.
Отзывы: