Генералиссимус Александр Васильевич Суворов – первый человек в России, в честь которого был возведен мемориальный музей. Музей строился в Петербурге в 1901–1904 годах по Высочайшему соизволению Императора Николая II.
Адрес:Кирочная ул., 43
Телефон:+7 (812) 579-39-14
Пожертвования на его строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности. Сам Государь, еще в 1898 году повелевший открыть подписку по Империи о сборе средств на создание музея, стал главным жертвователем и покровителем строящегося «храма-памятника». Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея – часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц.
Оба крыла главного фасада украшают мозаичные картины, исполненные мозаичистами Н.Е. Масленниковым и М.И. Зощенко (отец известного русского писателя М.М. Зощенко) по эскизам художников А.Н. Попова («Переход Суворова через Альпы») и Н.А.Шабунина («Отъезд Суворова в поход 1799 года»). Под шатром центральной башни, увенчанной двуглавым орлом, расположен княжеский герб А.В. Суворова. Вход в музей оформлен в виде древнерусского дворцового крыльца.
Торжественное открытие и церковное освящение Суворовского музея состоялось в день 175-летней годовщины со дня рождения полководца, 13 ноября (по ст. стилю) 1904 года, в присутствии Императора Николая II , представителей полков, в которых служил и которыми командовал Суворов (преображенцы, семеновцы, суздальцы, фанагорийцы и др.), чинов Академии Генерального штаба, создателей музея и потомков генералиссимуса. В 1918 году, в связи с революционными событиями и эвакуацией коллекции вглубь России, музей был закрыт и открылся вновь лишь в 1951 году, но уже не как мемориальный, а как военно-исторический.
В 1991 году музею был возвращен первоначальный статус, и он стал именоваться Государственным мемориальным музеем А.В.Суворова.
С 1988 по 1998 годы музей был закрыт на капитальный ремонт, в ходе которого по старым фотографиям удалось восстановить его интерьер. Была создана новая экспозиция, целиком и полностью посвященная великому русскому полководцу. 8 мая 1998 года произошло новое рождение музея как храма русской воинской славы и мемориала Суворова.
А в 2004 году в 100-летний юбилей музея на главную башню был возвращен «орел».
Сегодня музей ведет активную выставочную работу, издает научные сборники «Суворовские чтения», его экспонаты опубликованы в ряде каталогов последних крупных тематических выставок.
Основа музейного собрания
Собрание Суворовского музея изначально формировалось преимущественно за счет даров почитателей памяти полководца. В основе фондов музея лежат три большие коллекции.
В 1900 году Владимир Владимирович Молоствов (1863 - ?), потомок Суворова и владелец села Кончанское, подарил музею подлинную суворовскую Кончанскую церковь со всем убранством и хранившиеся в ней награды полководца, его подзорную трубу и даже первую надгробную плиту, установленную на могиле Суворова в день похорон 12 мая 1800 года. Это – первая по значению коллекция музея.
Вторая коллекция – множество суворовских документов, подаренных музею Императором Николаем II в 1902–1904 годах, от курьерских паспортов сержанта Суворова до черновиков писем о его приезде в Петербург 23 апреля 1800 года, включая патенты на чины и грамоты о пожаловании титулов. Кстати, знаменитая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы», пребывающая сейчас в собрании Русского музея, тоже была подарена Императором Суворовскому музею.
Третья коллекция – это знаменитое собрание известного астронома и поклонника суворовского таланта Василия Павловича Энгельгардта (1818 - 1915), собиравшего реликвии, связанные со Швейцарским походом полководца. Тринадцать ящиков общим весом в 955 кг были присланы им в адрес музея в 1902 году. Эта коллекция получила название «Суворовский сборник Энгельгардта». В его составе ядра, оружие и предметы снаряжения, найденные на местах боев, модели памятников, воздвигнутых в Швейцарии, гравированные портреты сподвижников и противников Суворова, образцы альпийских минералов и даже чучело альпийского орла. Самой же ценной составляющей этого собрания является альбом фотографий, запечатлевших путь суворовской армии спустя столетие после похода.