На одной из улиц Санкт-Петербурга, напротив Владимирского собора, восседает в печальных раздумьях великий русский романист Федор Достоевский.
Адрес:
Санкт-Петербург, Большая Московская улица
Мучительная судьба гения как будто предопределила и тернистый путь его изваяния, задуманного скульптором Любовью Холиной в середине прошлого века и лишь спустя сорок лет воплощенного в бронзу.
Советская власть, хотя и признавала Достоевского великим писателем, тем не менее относила его к категории оппортунистов и не была заинтересована в его популяризации. По этой причине партийная верхушка Ленинграда долгие годы «отторгала» саму идею установки монумента.
В 1987 году у Холиной появилась идея «усадить» непокорного классика в сквере, недалеко от Собора Владимирской иконы Божией матери: так музей Достоевского был бы органично дополнен с улицы.
Увы, замысел не пригодился, но спустя небольшое время, уже вполне официально, художникам предложили творческое состязание на лучший проект памятника.
В 1990 году Любовь Холина в соавторстве с сыном Петром Игнатьевым и внуком Павлом Игнатьевым одержала победу в конкурсе, намереваясь возвести внушительный монумент на пересечении двух каналов - Грибоедова и Крюкова. Любовь Михайловна представляла, что Достоевский будет открываться взору, как будто «прорастая» сквозь гранит.
План показался чиновникам слишком экстравагантным, и они решили разместить памятник напротив Владимирского собора, на Большой Московской улице, где Федор Михайлович часто любил прогуливаться и отдыхать на скамейке.
На первый взгляд кажется, что фигура классика вытесана из камня, но это обманчивое впечатление - на самом деле, для ее изготовления использовалась бронза.
Достоевский уже немолод, он сидит, сплетя пальцы рук, чуть опустив голову: то ли раздумывает о своей нелегкой доле, то ли размышляет о страстях и пороках всего человечества. А, может быть, он просто вымотан своим ежедневным творческим рабством, принуждавшим его сочинять без остановки ради обеспечения своей семьи.
Памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге высоко оценивают профессионалы и дилетанты, отдавая дань незаурядному таланту скульптора. Правда, специалисты считают, что внешнее обрамление изваяния, порученное архитектору Спиридонову, получилось вульгарным из-за применения тротуарной плитки и набивших оскомину фонарей.
Тем не менее этот монумент, в 1997 году торжественно открытый в Петербурге, искусствоведы до сих пор считают одним из самых зрелых и философски наполненных памятников последнего времени как по форме, так и по содержанию.
Отзывы: