Прошлое столетие стало для нас веком противоречий, на долю наших с вами дедушек и бабушек выпали как великие достижения, так и неимоверные страдания. Неслучайно в Санкт-Петербурге, интеллектуальном центре эпохе сталинских концлагерей, на проспекте Робеспьера, расположен памятник жертвам политических репрессий, подаренный скульптором М.М. Шамякиным родному городу в апреле 1995.
Адрес:
Санкт-Петербург, наб. Робеспьера
Мемориал был выполнен по проекту архитекторов В.Б. Бухаева, А.Н. Васильева. Бронзовые отливки для скульптур были сделаны в Америке и доставлены в Питер, гранитные детали изготовили на ЗАО "Возрождение". Место выбрано символично, ведь по ту сторону Невы расположена тюрьма "Кресты", в которой томили в ожидании смерти и казнили политзаключённых. Произведение представляет собой двух сфинксов, установленных на постаменты из гранита, на расстоянии нескольких метров лицом друг напротив друга. Лик их разделён надвое по вертикали. Часть, обращённая к "Крестам", имеет вид сгнившего черепа, олицетворяя собой смертоносность сталинского режима. На этой стороне лица отсутствует кожа, как бы символизируя попытки стереть из истории даже память о людях. Другая часть выполнена в виде живого лица, лица которое существует в неведении, тем самым живёт не подозревая о страданиях другой половины русского народа.
Авторы показали крайности того времени: свобода – смерть, неведение – жизнь, экономический прогресс – людские жертвы. Тело сфинксов худое, с торчащими рёбрами, что также показывает состояния народа в 30-х годах XIX века. Между сфинксами находится композиция из четырёх блоков розового гранита, с проёмом, пересечённым крестом и напоминающим тюремное окошко. На гранитных постаментах, расположены медные таблички, как бы опоясывая сфинксов, на которых вырезаны строки из произведений Высоцкого, Солженицына, Бродского, Ахматовой, Мандельштама и прочих авторов. Конечно символизм сфинксов безмерно велик, однако главная идея – увековечивание памяти невинно убитых.
Отзывы: